Книги, которые звучат
17 этюдов о музыке Бетховена
Рейн Лаул
Композитор, 2019 г.
Книга выдающегося петербургского теоретика, представителя петербургской аналитической школы Рейна Генриховича Лаула посвящена теме, которая одинаково интересна и музыковедам, и музыкантам-исполнителям, и любителям музыки — анализу фортепианной и симфонической музыки Людвига ван Бетховена. Стройная концепция теории Лаула, как известно всем специалистам, может объяснить любую сложную структуру и кажущуюся импровизационной форму.

В отечественном бетховеноведении вышел новый труд известного музыковеда Рейна Лаула о фортепианном и симфоническом творчестве композитора. Аналитическая научная глубина книги, помноженная на увлекательный язык изложения, будет интересна как профессионалам, так и любителям мировой музыкальной культуры.
Тайнопись музыки барокко
Юрий Петров
Музыка, 2019 г.
Пианист, теоретик, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Петрович Петров (1938-1998) — музыкант-легенда, опередивший пути исканий отечественной музыкальной науки и культурологии на несколько десятилетий. В середине XX века он был среди тех первооткрывателей, кто, с одной стороны, воскресил в музыкально-концертной атмосфере страны того времени живое дыхание и красоту искусства барокко, а с другой — представил сочинения одного из самых загадочных новаторов прошлого столетия — Чарльза Айвза.
Ю.П. Петров — один из немногих знатоков и исследователей творчества Д. Скарлатти не только в нашей стране, но и во всем мире. Его работы о творчестве И.С.Баха, впервые в отечественном музыковедении посвященные числовой символике в системе мировоззрения и творческих методов мастеров барокко, раскрывают сакральные тайны музыки Баха, зашифрованные в числовых конструкциях на предкомпозиционном этапе.
Издание, представляющее собрание научных трудов, дополнено воспоминаниями о Петрове. Книга адресована не только профессиональным музыкантам, но также культурологам и все интересующимся тайнами творчества.

Глубокое исследование пианиста и теоретика Юрия Петрова посвящено творчеству Доменико Скарлатти. Издание подробно раскрывает особенности творчества великого композитора эпохи барокко, детально анализирует тонкости создания сочинений и их интерпретацию. Учитывая редкость и фундаментальность исследования, эта книга станет настольной книгой для студентов музыкальных вузов, исполнителей пианистов, а также всех любителей музыки эпохи барокко.
Ференц Лист, 16+
Марина Залесская
Молодая Гвардия, 2016 г.
Ференц Лист давал концерты австрийскому и российскому императорам, королям Англии и Нидерландов, неоднократно встречался с римским папой и гостил у писательницы Жорж Санд, возглавил придворный театр в Веймаре и вернул немецкому городку былую славу культурной столицы Германии. Его называли "виртуозной машиной", а он искал ответы на философские вопросы в трудах Шатобриана, Ламартина, Сен-Симона. Любимец публики, блестящий пианист сознательно отказался от исполнительской карьеры и стал одним из величайших композиторов.
Он говорил на нескольких европейских языках, но не знал родного венгерского, был глубоко верующим католиком, при этом имел троих незаконнорожденных детей и страдал от непонимания близких. В светских салонах Европы обсуждали сплетни о его распутной жизни, а он принял духовный сан. Он явил собой уникальный для искусства пример великодушия и объективности, давал бесплатные уроки многочисленным ученикам и благотворительные концерты, помог раскрыться талантам Грига и Вагнера. Вся его жизнь была посвящена служению людям, искусству и Богу.

Известный музыковед Марина Залесская выпустила книгу о жизни великого композитора-романтика и величайшего из пианистов Ференца Листа. Это первый труд за последние 10 лет в отечественном музыковедении, посвященный Ф. Листу. Биография написана увлекательно с подробными фактами из жизни композитора. Книга будет интересна как профессионалам, так и любителям музыки.
Рахманинов, 16+
Сергей Федякин
Молодая Гвардия, 2016 г.
Книга о выдающемся музыканте ХХ века, чьё уникальное творчество (великий композитор, блестящий пианист, вдумчивый дирижёр) давно покорило материки и народы, а громкая слава и популярность исполнительства могут соперничать лишь с мировой славой П. И. Чайковского. "Странствующий музыкант" - так с юности повторял Сергей Рахманинов. Бесприютное детство, неустроенная жизнь, скитания из дома в дом: Зверев, Сатины, временное пристанище у друзей, комнаты внаём. Те же скитания и внутри личной жизни. На чужбине он как будто напророчил сам себе знакомое поприще - стал скитальцем, странствующим музыкантом, который принёс с собой русский мелос и русскую душу, без которых не мог сочинять. Судьба отечества не могла не задевать его "заграничной жизни". Помощь русским по всему миру, посылки нуждающимся, пожертвования на оборону и Красную армию - всех благодеяний музыканта не перечислить. Но главное - музыка Рахманинова поддерживала людские души. Соединяя их в годины беды и победы, автор книги сумел ёмко и выразительно воссоздать образ музыканта и Человека с большой буквы.

В книге популярного писателя Сергея Федякина, посвященной биографии Сергея Васильевича Рахманинова раскрыты все перипетии творческой и личной жизни легендарного русского музыканта, вынужденного уехать на чужбину, но никогда не забывавшего о своей родине — России.
Бетховен, 16+
Лариса Кириллина
Молодая Гвардия, 2019 г.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - один из величайших гениев музыки и один из героев европейской культуры Нового времени, необычайная личность которого породила множество мифов и легенд. В новой биографии Бетховена представлен живой образ композитора и человека, тесно связанного с эпохой Великой французской революции, Наполеоновских войн, Венского конгресса и последовавшей политической реакции. Книга написана на богатом историческом и документальном материале, учитывающем открытия и достижения современной мировой бетховенистики. Автор - профессор Московской консерватории Лариса Кириллина - адресует эту книгу не только профессиональным музыкантам, но и всем, кому дорого и интересно творчество Бетховена.

Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Лариса Кириллина написала новую биографию Л. Бетховена. В нею, помимо общеизвестных фактов, вошли новейшие сведения на основе современных исследований и открытий из жизни композитора. Книга рассчитана не только на профессионалов, но будет интересна и всем любителям творчества одного из величайших гениев в музыке.
Глинка
Екатерина Лобанкова
Молодая гвардия, 2019 г.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная, слава композитора способствовала возникновению вокруг него многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано, как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе, домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием трех императоров - Александра I, Николая I, Александра II - и национально-патриотической составляющей их политики, в частности с идеологией "официальной народности" в рамках Российской империи.
Автор биографии - Екатерина Лобанкова (Ключникова), кандидат искусствоведения, специалист по истории русской музыки - опирается на современные исследования по истории культуры и искусства, включая зарубежных авторов, и предлагает свою интерпретацию исторических фактов и свидетельств времени.

Национальная профессиональная музыка насчитывает чуть больше двухсот лет своей истории, у истоков которой стоял великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Новые научные сведения послужили для переосмысления его творческой и личной жизни, описанной специалистом по русской музыке Екатериной Владимировной Лобанковой. Книга написана настолько увлекательно, что будет интересна и любителям, и профессиональным музыкантам.
Музыка. Секреты и Секретики, 6+
Елена Сергиевская
Арт-Волхонка, 2019 г.
Дорогой читатель!
Давай отправимся по тропинкамогромной страны Музыки.
Её загадки - конечно, не все, но самые интересные - поможет разгадать наша книжка.
Каков рецепт красивого звука, почему ноты ходят парами, что за зверь такой рычащий субконтроктава, как играть всем одновременно и не перессориться, сколько у музыки в кармане ключей?
Самых пытливых и любознательных, детей и родителей, малышей и взрослых, мы приглашаем в наше путешествие.

В книге в игровой, иллюстративной форме раскрываются начальные понятия элементарной музыкальной теории, описаны инструменты симфонического оркестра и вклад великих композиторов в музыкальное искусство. Материал книги рассчитан для чтения детям раннего возраста.
Бетховен. Письма в 4-х томах
Музыка, 2017 г.
Первый том нового русского издания писем Бетховена включает более 360 документов, со страниц которых перед читателями встает живой образ тонко чувствующего, искреннего, страстного человека — и одного из величайших гениев музыки. В книге представлены все cтороны эпистолярного наследия Бетховена: задушевные письма к друзьям; трагическое «Гейлигенштадтское завещание», обращенное к братьям композитора и ко всему человечеству; любовные послания к Жозефине Дейм; интереснейшая переписка с издателями и меценатами; остроумные записки к близким людям, изобилующие словесными каламбурами и музыкальными шутками. Благодаря подробным комментариям Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной эпистолярный автопортрет Бетховена вырисовывается на красочном фоне эпохи, рождавшей титанов и тиранов, классиков и романтиков. Письма Бетховена — не только ценный источник информации для музыкантов, изучающих жизнь и творчество композитора, но и увлекательное чтение для всякого человека, интересующегося историей конца XVIII — начала XIX века.

Уникальный эпистолярный памятник - письма композитора Л. Бетховена. Эти письма раскрывают все стороны жизни и творчества музыкального гения. Это и письма к любимым, родным, в которых Бетховен предстает очень душевным и любящим человеком, и письма к друзьям с искрометными шутками и каламбурами, деловые письма к издателям и устроителям музыкальных выступлений Бетховена. Все письма написаны на сломе эпох, музыкальных стилей и представляют огромный интерес для всех, кто любит и интересуется и музыкальной культурой, жизнью и творчеством Бетховена.
Маквала Касрашвили. Портрет во времени
Составитель А. Парин
Музыка, 2017 г.
Предлагаемая книга — о выдающейся певице, примадонне, народной артистке СССР Маквале Касрашвили. Полвека назад, будучи еще студенткой Тбилисской консерватории, она пришла в Большой театр и до сих пор не оставляет работу в нем.
Маквала Касрашвили исполнила более сорока оперных партий. На сцене она раскрыла весь диапазон своего огромного артистического таланта, воплотив незабываемые образы Татьяны, Иоланты, Тоски, Дездемоны, Аиды, Амелии, Турандот, Войславы. Певица выступала в самых знаменитых оперных театрах — в США, Англии, Франции, Италии, Германии, Финляндии, Греции, Японии и других странах. Ей посчастливилось работать с выдающимися композиторами, дирижерами, оперными режиссерами, певцами. В их числе — Леонард Бернстайн, Кшиштоф Пендерецкий, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Руджеро Раймонди.
Книга широко и разносторонне раскрывает облик оперной дивы. В живой беседе с музыкальным критиком Алексеем Париным примадонна рассказывает не только о себе; она размышляет о профессии оперного певца, говорит о современных проблемах Большого театра, о молодых исполнителях.
Также в книгу вошли воспоминания и рассказы близких друзей и коллег — тех, с кем судьба соединяла Маквалу Касрашвили на сцене и в жизни. Это Борис Покровский, Галина Вишневская, Елена Образцова, Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Лия Могилевская, Алла Демидова и многие другие.

Для любителей оперного искусства известным музыкальным критиком Алексеем Париным собран материал о выдающейся оперной примадонне Большого театра Маквале Касрашвили. В это издание входит беседа певицы с Алексеем Париным о жизни и ее искусстве. В книгу также вошли воспоминания коллег, известных музыкантов нашей страны, а также рассказы друзей. Издание также щедро иллюстрировано фотографиями и будет интересно всем любителям оперного искусства.
Боуи, 16+
Саймон Кричли
Ad Marginem, 2017 г.
В этом коротком и увлекательном путешествии по песням одной из ярчайших мировых поп-звезд Кричли, чьи философские работы повсеместно получают хвалебные отзывы, соединил личную историю того, как Боуи озарил его скучную жизнь в южноанглийском захолустье, с небольшими философскими размышлениями о том, как идеи аутентичности и идентичности преломляются у Боуи. Книга Кричли такая же провокационная и расширяющая сознание, каким был и сам музыкант.

Очень небольшая по объему и удобная по формату книга Саймона Кричли о выдающемся рок-музыканте. Философский взгляд на жизнь и творчество Дэвида Боуи, который имел собственный узнаваемый стиль, успешно совмещая его с актуальными музыкальными направлениями. Он оказал огромное влияние на многих музыкантов. Книга будет интересна для всех любителей истории рок-музыки.
Погружение в музыку, или Тайны гениев-2, 12+
Михаил Казиник
АСТ, 2017 г.
Михаил Казиник - искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, актер, драматург, просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Встреча с ним, без преувеличений, буквально переворачивает весь мир - и внутренний и внешний. Книга "Погружение в музыку" (известная также под названием "Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке") знакомит читателя с особенностями творчества известных композиторов, раскрывает секреты различного воздействия той или иной музыки на слушателя, обращается к вечным темам добра и зла, смерти и бессмертия, любви, страсти, одержимости. Рядом с музыкой всегда находится поэзия. Научившись их слышать и понимать, человек способен увидеть в себе такие глубины, которые приведут его к совершенству и сделают его жизнь яркой и неповторимой.

Книга раскрывает секреты воздействия музыки на слушателя, поэзии на читателя. Умение их слышать и понимать сделает вашу жизнь яркой и неповторимой.
Полчаса музыки: Как понять и полюбить классику, 16+
Ляля Кандаурова
Альпина Паблишер, 2019 г.
Cлушать музыку – это самое интересное, что есть на свете. Вы убедитесь в этом, читая книгу музыкального журналиста и популярного лектора Ляли Кандауровой. Вместо скучного и сухого перечисления фактов перед вами настоящий абонемент на концерт: автор рассказывает о 600-летней истории музыки так, что незнакомые произведения становятся близкими, а знакомые – приносят еще больше удовольствия.

Книга помогает научиться внимательному, информированному восприятию музыки, обращать внимание на важные детали и как результат получать удовольствие от классической музыки.
Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха, 18+
Джон Элиот Гардинер
Rosebud Publishing, 2019 г.
Автор этой книги, знаменитый дирижер сэр Джон Элиот Гардинер, предлагает нам отправиться вместе с ним в увлекательное путешествие и разгадать таинственную личность Иоганна Себастьяна Баха, в буквальном смысле нарисовать его красочный портрет – опираясь не только на свои обширные познания, но и на опыт исполнителя, более чем 50-летнюю практику интерпретации баховской музыки. Книга Гардинера – это головокружительный полет над ландшафтами истории, религии, психологии и музыки и в то же время – очень личное признание в любви к великому композитору.

Задача книги – дать читателю живо почувствовать, чем был для Баха акт музыкального творчества, помочь пережить тот же опыт, те же ощущения. Автор поведает читателю, как открывается личность Баха исполнителю-дирижеру, стоящему перед оркестром.
Валерий Гаврилин, 16+
Ксения Супоницкая
Молодая гвардия, 2018 г.
У музыканта, некогда прибывшего с Вологодчины, после выхода в свет его первого вокального цикла сразу нашлись и почитатели, и завистники. Но даже последние причисляли его к классикам русского музыкального искусства. Гаврилин проложил свою тропу в музыке и хотя оставил не так много сочинений, но каждое в его наследии – на вес золота, выстрадано в продолжительных, порой многолетних поисках, в бессонных ночах и сосредоточенных думах.
Он писал не для избранных, хорошо разбирающихся в тонкостях композиторской алхимии, а для всех. Воспел в своей музыке,-– лучистой, искренней, как сами народные, из глубины времён доносящиеся колыбельные, плачи, частушки, наигрыши, – родную землю, её тревоги и горести, её неизбывную, гнетущую тоску и особую, кроткую радость.

Большая часть книги посвящена разговорам о музыке, воспоминаниям о Гаврилине его современников, описанию театральных постановок и концертов, рассказам о драматургии известных сочинений и рассуждениям о том, какими, судя по рукописям, могли стать незаписанные сочинения. Автор много цитирует дневник жены композитора, сохранивший детальные описания событий, а также статьи, интервью самого Гаврилина, который был не только композитором, но и блистательным литератором.
Рихтер и его время. Записки художника, 12+
Дмитрий Терехов
АСТ, 2019 г.
Автор книги Дмитрий Терехов – известный художник, ученик выдающихся мастеров русского модерна Владимира Егорова и Роберта Фалька, племянник художницы Анны Трояновской, близко знакомой с Петром Кончаловским, Федором Шаляпиным, Константином Станиславским и многими другими деятелями искусства. Благодаря Анне Ивановне Трояновской в 1947 году произошло судьбоносное знакомство автора с молодым, подающим надежды пианистом, учеником Генриха Нейгауза – Святославом Рихтером. Дружба Рихтера и Терехова продолжалась около пятидесяти лет, вплоть до самой смерти великого пианиста. Спустя несколько лет Дмитрий Федорович написал свои мемуары-зарисовки о нем, в которых умело сочетались личные воспоминания автора с его беседами с женой Святослава Рихтера – певицей Ниной Дорлиак и ее ученицей Галиной Писаренко. Эта книга прежде всего дань многолетней дружбе и преклонение перед истинным гением. Она создана на основе воспоминаний, личных впечатлений и размышлений, а также свидетельств очевидцев многих описываемых здесь событий.

В книге сочетаются личные воспоминания Дмитрия Терехова с его беседами с женой Рихтера – певицей Ниной Дорлиак и ее ученицей Галиной Писаренко. Фактический материал дополняют литературные иллюстрации. Они помогают реконструировать ушедшее время, умонастроения советской эпохи, создать портрет Святослава Рихтера в трагическом пространстве своего времени.
Музыкальное путешествие по городам Италии, 6+
Марина Камзолова
Лань, Планета музыки, 2019 г.
Музыкальный путеводитель включает путешествие по 17 городам Германии, краткую информацию о музыкальных местах городов, о композиторах, исполнителях, которые жили и творили в этих городах, о музыкальных конкурсах и фестивалях, проходящих в них, народных костюмированных праздниках и карнавалах, в которых могут принять участие все желающие туристы, ведь немцы проводят их больше, чем в других странах мира.

Германия подарила миру огромное количество величайших композиторов и музыкантов-исполнителей. Книга помогает больше узнать о тех местах, где они жили и творили, о достопримечательностях, связанных с именами композиторов и артистов, музеях, театрах и памятниках. Тем, кто сам играет на музыкальном инструменте адресовано Нотное приложение.
Счастье мне улыбалось, 12+
Татьяна Шмыга
АСТ, 2019 г.
Образы героинь, созданные Татьяной Шмыгой (1928-2011) на сцене Московского театра оперетты, не забудутся никогда. Их помнят по спектаклям "Фиалка Монмартра", "Поцелуй Чаниты", "Цирк зажигает огни", "Девичий переполох", "Моя прекрасная леди", "Катрин", "Джулия" и многим другим.
Оперетта – уникальный жанр, предъявляющий артисту особые требования: петь, как оперный певец, танцевать, как солист балета, играть, как драматический актер. При этом иметь привлекательную внешность и неотразимое обаяние. Именно этот сплав и рождает примадонну. А неоспоримой примой российской оперетты долгие годы была Татьяна Шмыга. В своей книге она рассказала о Театре оперетты второй половины XX века, о его взлетах и падениях, об известных актерах, среди которых Герард Васильев, Александр Горелик, Владимир Канделаки… И конечно же о себе, своей судьбе и работе, без которой просто не могла жить.

Блистательная артистка и светлый, отзывчивый, никогда не унывающий человек – такой предстает в книге легендарная Татьяна Шмыга. С нежностью рассказывает она о своей семье, о родной Москве. Многочисленные истории из артистической жизни: от улетевшей в партер туфельки во время кан-кана до провалившейся под ногами артистки сцены во время гастролей – от самых курьезных до очень драматических. Из всех ситуаций Татьяна Шмыга находила выход остроумный и полный достоинства.
Полина Виардо, 16+
Патрик Барбье
Издательство Ивана Лимбаха, 2017 г.
Книга представляет собой первое полное жизнеописание знаменитой певицы на фоне перипетий художественной жизни романтической эпохи. Полина Виардо (1821-1910) обладала исключительным голосом и незаурядным драматическим талантом, она покорила сцены главных театров Европы, от Лондона до Санкт-Петербурга. Одаренная живым умом и обаянием, необычайно широко образованная, Виардо собирала в своем салоне выдающихся музыкантов, писателей, художников. Среди близких друзей Виардо были Жорж Санд, Шопен, Клара Шуман. Ее салон посещали Берлиоз, Гуно, Делакруа, Лист, Сен-Санс, Флобер, Чайковский, Иван Тургенев. Сложной истории отношений писателя и певицы посвящены одни из самых захватывающих и трогательных страниц. Книга Патрика Барбье написана живо, остроумно, с изящной простотой и предназначена для самого широкого круга читателей.

Для нас Полина Виардо прежде всего связана с именем Ивана Тургенева. Обладательница уникального голоса, она вошла в число выдающихся примадонн, стала лучшим педагогом по вокалу своей эпохи, великолепно играла на рояле, хорошо рисовала, была талантливым композитором. Образованность и гений Виардо были уникальны. Прочитав эту книгу, понимаешь, почему Тургенев (и не только он) так стремился быть рядом с этой женщиной.
Как я выступала в опере, 16+
Екатерина Поспелова
АСТ, 2018 г.
Автор книги – музыкант, режиссер, переводчик и автор оперных либретто. Лауреат премии "Золотая Маска" (2016). Ее дебютная книжка состоит из смешных и лирических зарисовок с натуры, острых профессиональных наблюдений, воспоминаний о детстве и замечательных людях, встречавшихся на пути. А главное, рассказы Екатерины Поспеловой - верное средство от уныния и самоучитель радости жизни.
"Документальные истории Екатерины Поспеловой – чистое читательское счастье. Их можно только обожать. И ржать, смеяться, хохотать, всхлипывая и утирая слезы. Эта книга – гимн жизни, как выясняется по прочтении, гармоничной, веселой, переполненной музыкой, трогательными нелепостями и любимыми людьми".
Майя Кучерская
"Читателям этой книги предстоит встреча с интересным, наблюдательным, неунывающим собеседником. Автор пишет непринужденно, с подкупающим юмором и изяществом. Подобно художнику – графику и живописцу – Екатерина Поспелова "работает с натуры". Ее взгляд так сосредоточен на "предмете изображения", что кажется – эти образы возникают и оживают как бы по собственной воле. Но именно перо автора, столь внимательное к деталям, делает их такими живыми и обаятельными".
Леонид Зорин

Книга заряжает позитивом, написана легко, с хорошим чувством юмора. Автор помогает нам увидеть оперный спектакль изнутри, вместе с героями попасть в нелепые, курьезные, смешные ситуации, с блеском выпутаться из них и доиграть спектакль до финала. Дочитав до конца, хочется вместе со зрителями поаплодировать Екатерине Поспеловой.
Машина песен. Внутри фабрики хитов, 12+
Джон Сибрук
Ad Marginem, 2016 г.
Кажется, что на заре XXI века популярная музыка достигла совершенно новой фазы развития. Для того чтобы написать песню, уже не требуется виртуозно играть на гитаре и обладать поэтическим талантом, а чтобы ее спеть, не нужен мощный голос – добро пожаловать в эпоху автотюна! Но одно дело – просто песня, и совсем другое – хит, который способен в одночасье прославить исполнителя и сделать миллионером ее автора. Кстати, кто создает все эти шедевры?

Популярная музыка называется так, потому что она так популярна? Или это особый жанр, имеющий свои корни и традиции? Есть ли проверенные рецепты создания популярной музыки? Как создаются мировые хиты Бритни Спирс, Пинк или Джастина Тимберлейка? Почему одна песня становится мировым хитом, а другая нет? На эти вопросы вам попробует ответить Джон Сибрук, один из корифеев поп-музыки, стоявший у основания современной поп-индустрии.
Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и "нулевой пациент" пиратства, 16+
Стивен Уитт
Белое Яблоко, 2016 г.
"Как музыка стала свободной" представляет из себя захватывающую историю, в которой переплелись между собой одержимость, жадность, музыка, преступность и деньги. История эта рассказывается через визионеров и преступников, магнатов и подростков, создающих новую цифровую реальность. Это история о величайшем пирате в истории, самом влиятельном руководителе в музыкальном бизнесе, революционном изобретении и нелегальном сайте, который по своим размерам превосходил iTunes Music Store в четыре раза.
Журналист Стивен Уитт отслеживает тайную историю цифрового музыкального пиратства, начиная с изобретения немецкими аудио-инженерами формата mp3, ведет читателя через завод в Северной Каролине, где печатались компакт-диски и с которого один из работников слил в сеть за десятилетие примерно 2 000 альбомов, к высоткам на Манхэттене, откуда музыкальным бизнесом правил могущественный Даг Моррис, монополизировавший мировой рынок рэп-музыки, и оттуда в глубины интернета – даркнет.
Об авторе.
Стивен Уитт родился в Нью-Гемпшире в 1979 году и вырос на Среднем Западе. Выпускник Чикагского университета и школы журналистики Колумбийского университета, он работал на хеджфонды в Чикаго и Нью-Йорке и занимался экономическим развитием в Восточной Африке. Печатался в журнале The New Yorker. Проживает в Бруклине, штат Нью-Йорк.

Как часто мы задумываемся о легальности, слушая музыку в интернете? Сейчас существуют большие платформы вроде iTunes, занимающиеся продажей и распространением музыки в сети, а также другие способы пресечения музыкального интернет- иратства. Однако, на заре интернет-эпохи, когда получили распространение такие форматы как mp3, но почти не существовало никаких средств контроля, музыкальное пиратство было повсюду и даже сейчас процветает – например, в Даркнете. Помимо доводов об авторском праве существуют мнения о том, что музыка должна быть свободной в интернете и не может принадлежать кому-то одному. Эта книга – почти детективная история в лицах, посвященная знаковым событиям вопроса.
Разговоры с Кейджем, 12+
Ричард Костелянец
Ad Marginem, 2015 г.
Книга "Разговоры с Кейджем" составлена из сотен интервью с величайшим музыкальным новатором XX века, философом, поэтом, музыковедом и художником Джоном Кейджем (1912-1992), которые он давал различным изданиям и журналистам на протяжении почти полувека. Костелянц отобрал из этих бесед характерные отрывки и составил развернутое протоинтервью, которое в идеале мог бы дать Кейдж. Оформлены фрагменты так, словно это одна продолжительная беседа, в которой идет речь о жизни и образе мысли композитора, о его взглядах на различные аспекты культуры и искусства. Сам Кейдж проверил рукопись на предмет ошибок и дополнил ее своими замечаниями.

Эта книга составлена из множества интересных интервью, данных Кейджем за всю жизнь. Она касается не только философии искусства и музыки, но и его жизни, взглядов на современную ему культуру, о том, что составляло духовный мир художника. Кейдж, будучи одним из самых необычных композиторов XX века, имел нетривиальное представление о том, что такое музыка, что она может и должна делать с людьми. Помимо прочего, тем, кому интересна жизнь Кейджа, книга расскажет о его детских и юношеских увлечениях, о пути его становления, о религиозных и мистических представлениях, а также о грибах, которыми Кейдж профессионально занимался всю жизнь.
Леонард Коэн. Жизнь, 16+
Сильвия Симмонс
АСТ, 2019 г.
"Леонард Коэн. жизнь" – обстоятельный рассказ о необыкновенной жизни одного из самых значительных и влиятельных артистов нашей эпохи. Известная музыкальная журналистка Сильвия Симмонс прослеживает путь Коэна из Монреаля, где он родился, в Лондон, на греческий остров Гидру и далее – в Нью-Йорк шестидесятых, где он начал свою музыкальную карьеру. Она исследует траекторию блестящего творческого пути Коэна, включая его уход в монастырь в середине девяностых и триумфальное возвращение к концертной деятельности пятнадцать лет спустя. Куда бы ни заносила Коэна судьба – в переулки Мумбаи, в бесчисленные гостиничные номера, – Симмонс с неизменной тщательностью исследует все детали, все противоречия жизни Коэна и превосходно описывает творчество, душу, глубину и талант художника и человека, который и сегодня трогает людей, как никто другой.

Недавно ушедший из жизни Леонард Коэн – пожалуй, один из самых известных представителей независимой музыки. Многие считают Коэна в первую очередь поэтом, который исполнял свои стихи под музыку, ведь его песни всегда отличались упором на содержание и смысл. При этом Коэн никогда не стремился следовать музыкальной моде, а, скорее, сам направлял ее своим независимым творчеством. В то время как в мире гудел рок, появлялась электронная музыка, Коэн стал известен песнями, спетыми под обычную гитару. По значимости Коэна ставят в ряд с The Beatles, Бобом Дилланом, но биография Коэна на первый взгляд не содержит ярких событий. Однако путь формирования одного из самых авторитетных артистов своего времени не может быть тривиальным. Об этом пути, полным скрытых противоречий, рассказывает эта книга.
Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления
Норман Лебрехт
Классика-ХХI, 2007 г.
Выход в свет уникального бестселлера Нормана Лебрехта произвел на Западе эффект разорвавшейся бомбы: известный музыкальный писатель и критик газеты "Дейли телеграф" не только заявил о кончине классической музыки, но и назвал имена ее убийц. Автор предлагает захватывающий анализ ситуации, сложившейся в сфере концертного менеджмента, разворачивая перед читателем широкую историческую ретроспективу и приоткрывая самые скандальные стороны музыкального закулисья.
Книга, в основе которой лежат подлинные факты из жизни известных музыкантов-исполнителей, импресарио и даже политиков, читается, как увлекательный роман. Но это только помогает читателю осознать проблемы, без понимания которых сегодня невозможно стать преуспевающим деятелем искусства – будь то исполнитель, директор школы или преподаватель вуза. Издание также адресовано всем тем, кто интересуется классической музыкой. На русском языке публикуется впервые.

Как так произошло, что классическая музыка, со своими оркестрами, филармониями и богатыми традициями, ушла на второй план? Дело не в том, что люди потеряли к ней интерес. В первую очередь, музыка – это целая индустрия, в которой задействованы не только композиторы и исполнители – это и преподаватели, директора концертных площадок, концертные менеджеры и даже политики. Историю того, как классическая музыка потеряла свою гегемонию в мировом эфире, можно даже назвать скандальной. Эта книга Нормана Лебрехта почти сразу после выхода стала бестселлером.
Электрошок. Полное издание 1987-2013, 16+
Лоран Гарнье, Давид Брен-Ламбер
Белое Яблоко, 2019 г.
Знаменитый французский диджей и музыкант Лоран Гарнье вместе со своим соавтором и журналистом Давидом Брен-Ламбером продолжают путешествие по бескрайнему миру электронной музыки и клубной культуры, эмоционально фиксируя все те изменения, которые случились с этой музыкой и культурой за последние 25 лет. Безумство первых рейвов, эйсид-хаус-революция, Детройт, Лондон, Берлин и далее весь мир. Техно-повстанцы и хаус-гедонисты. Выход за рамки и стремление к новым открытиям. Дабстеп и коммерческая электроника. Роль и место диджея в современных реалиях, и электронная музыка как источник нескончаемых экспериментов.
В мире существует не так уж много диджеев, которые являются абсолютными авторитетами в мире электронной клубной культуры. На которых равняются, и с которых стараются брать пример. Француз Лоран Гарнье – один из таких. Вся история современной электронной клубной культуры разворачивалась на его глазах и зачастую при его непосредственном участии. Он был свидетелем того, как рейв-лихорадка захватывала Манчестер и конкретно клуб Hacienda, наблюдал за тем, как вся молодежь Британии сходила с ума по крупномасштабным рейвам, как в прошлое уходили гитары, начесы и потертые джинсовки с булавками. Как электронная музыка испытывала болезни роста, как диджеи и музыканты искали новые источники вдохновения. Как происходила и происходит эволюция электронной музыки.
Вышедшая в 2003 году его автобиография "Электрошок" мгновенно стала одной из самых важных книг об электронной музыке, диджеях и клубной культуре. "Мы не ожидали успеха "Электрошока", – признается сам Гарнье. – На самом деле никто не ожидал. Естественно, мы надеялись на теплый прием книги, но не на такой большой успех у публики во Франции, и не на то, что ее переведут на девять языков, и уж тем более не на то, что по ней будет снят кинофильм".
Спустя ровно десять лет, наблюдая за продолжающимися стремительными изменениями в мире электронной музыки, Лоран Гарнье и Давид Брен-Ламбер решили восполнить этот пробел и рассказать обо всем, что произошло с этой музыкой за последнее десятилетие.
"Электрошок. Полная версия 1987–2013" в итоге пополнилась 8 новыми главами, в которых авторы "хотели дать как можно более точное описание новых направлений, стилей, мест и артистов, которые двигают электронную сцену вперед, – будь то зарождение и триумф дабстепа, достойные подражания фестивали TimeWarp и NuitsSonores, безумие клуба Berghain и творческие инновации Берлина на протяжении целого века. А также технологические потрясения и расцвет социальных сетей, музыкальное влияние личностей вроде Педро Винтера или Дэвида Гетта, ставшего главным идеологом EDM в США".
В российском издании сохранена оригинальная верстка французского издания, сам автор все с таким же энтузиазмом и задором рассказывает и о своей творческой жизни, и о том, что происходило и происходит с электронной музыкой последнюю четверть века, и попутно определяет векторы дальнейшего развития как роли диджея, так и всей электронной музыки.

В мире современной музыки особняком стоит так называемая клубная культура. Клубная музыка во многом отличается и по сочинению, и по исполнению. Несмотря на то, что это – довольно молодое явление, за 25 лет в нем произошли свои открытия и революции. Эта книга знаменитого французского диджея Лорана Гарнье, написанная в соавторстве с музыкальным журналистом Дэвидом Брен-Ламбером – путешествие по местам, где происходили самые значительные события клубной музыки – от первых рейвов и до дабстепа. Поскольку Гарнье – признанный авторитет, при непосредственном участии которого происходили многие описанные в книге события, книга "Электрошок", выйдя, стала одной из самых важных книг об электронной клубной культуре.
Поезд М, 16+
Патти Смит
Corpus, 2016 г.
Новая книга Патти Смит – это удивительная одиссея легендарной певицы, путешествие из настоящего в прошлое и обратно, тропинка между мечтами и реальностью, путь от депрессии к вдохновению. Читатель побывает в Синем доме Фриды Кало, на заседании Клуба дрейфа континентов в Берлине, на могилах Жене, Плат, Рембо, Мисимы. В этой книге отчаянье переплетено с надеждой, а тоска с любовью, и все озарено талантом писательницы, уже получившей Национальную книжную премию за свою первую книгу воспоминаний "Просто дети".

Патти Смит – не только великая певица, икона американской рок-музыки, но и талантливая писательница, а это – ее 19-я книга, почти мемуары, сборник мыслей и наблюдений о великих людях, которые ее окружали или были важны для нее, о быте певицы, о местах, где она была и которые любит. Все эти зарисовки, кажется, были написаны на протяжении всей жизни и не выглядят отдаленными воспоминаниями 70-летней знаменитости.
Дальше – шум. Слушая ХХ век
Алекс Росс
Corpus, 2015 г.
Увлекательная и драматическая история, написанная музыкальным критиком The New Yorker Алексом Россом, охватывает весь ХХ века – из Вены до Первой мировой войны в Париж двадцатых, из гитлеровской Германии и сталинской России в нью-йоркский даунтаун шестидесятых-семидесятых, из Пекина наших дней в увлеченную экспериментами Европу. Книга Росса – это виртуозный проводник по лабиринту музыкальных стилей, который не только укажет путь, но и поведает о самых известных композиторах ХХ века и связи их произведений с окружающей действительностью. "Дальше – шум" – удивительная летопись ХХ века, пересказанная с помощью музыки.

Мы всегда окружены звуками. Это и шум города, и ритмы сердца. Стук печатающей клавиатуры и шелест вентилятора. Но можно ли назвать все это музыкой? При этом после авангардной революции в музыке ХХ века уже мало кого удивляет, что то, что называется музыкой, может представлять из себя шум. ХХ век изменил многое и в самой музыке, и в отношении общества к ней. Музыка проникла во все дома, стала частью рекламы и походов в магазин. Рок и поп-музыка стали двигателями истории, выразителями человеческих чувств. Что же стало с серьезной, академической музыкой? Одни композиторы стали работать с кино, а кто-то ушел в долгие и не понятные большинству творческие поиски нового звука. Книга музыкального критика А. Росса – настоящий гид в пестроте музыкальных стилей, связанных с академической музыкой конца XIX и начала XXI века, от Стравинского и Шостаковича до Шенберга и Берга.